• Главная
  • Скандинавская ходьба в школе

Скандинавская ходьба в школе

УДК 795.035

 

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Шахторина Анастасия Олеговна

Учитель физической культуры

МБОУ СОШ No 18 г. Красногорск

Россия, г. Красногорск

Мамонтов Александр Михайлович

руководитель клубного формирования

ГАУК г. Москвы ПКиО «Бабушкинский» 

Россия, г. Москва

Дейнеко Вадим Владиславович

кандидат биологических наук,

инструктор по спорту ЦФКиС г. Санкт-Петербурга

Россия, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация: В данной статье показаны преимущества и польза применения скандинавской ходьбы в учебном процессе средней общеобразовательной школы. Скандинавская ходьба является доступным видом двигательной активности, который позволяет вовлечь в процесс обучения и оздоровления всех учащихся независимо от возраста и медицинской группы здоровья.

Ключевые слова: школа, скандинавская ходьба, учебный процесс, оздоровление, школа.

В настоящее время в средней образовательной школе стоит важный вопрос возможности включения в процесс урока физической культуры учащихся, которые имеют ограничения по состоянию здоровья. В среднем, около 20% учащихся школ имеют ограничения по физической нагрузке на уроке физической культуры. Так, например, на уроке по лыжной подготовке, преподаватели сталкиваются с вопросом вовлечения в процесс урока школьников, которые имеют ограничения или освобождение от физической нагрузки. Также это касается раздела Легкой атлетики.

В связи с вышеизложенным, возникает проблематика включения в учебный процесс учащихся всех категорий, как по возрасту, так и по состоянию здоровья.

Скандинавская ходьба (ходьба с палками, Nordic walking) - это вид двигательной активности, где к обычной, привычной с детства ходьбе, добавлено активное использование специально разработанных для этого палок и применяется определенная методика занятий. Скандинавская ходьба является одновременно и эффективным, и безопасным видом физической активности, она способна решить задачи общего развития и укрепления здоровья учащихся школ.

Первым человеком, применившим ходьбу с палками на своих уроках физкультуры в школе, является финская учительница Леена Йааскелайнен. Еще в 1966 году она назвала ходьбу с палками «спортом будущего».

Во время обучения в школе дети должны раскрыть свой потенциал не только умственно, но и физически. Однако, большинство учащихся ведут малоподвижный образ жизни, ввиду большого объема учебной нагрузки, в результате чего происходит истощение нервной системы и ослабевание защитных функций организма детей.

В данных условиях урок физической культуры становится единственной возможностью укрепить здоровье и помочь молодому организму гармонично и всесторонне развиваться. Очень важно, чтобы занятия по физической культуре были максимально полезны, комфортны и безопасны.

Скандинавская ходьба полностью соответствует перечисленным выше критериям. Доступная, быстро осваиваемая техника скандинавской ходьбы позволяет получить достаточную 

аэробную нагрузку, при этом равномерно нагрузить все мышцы организма человека. Скандинавская ходьба положительно влияет на нервную систему и выработку «положительных» гормонов: эндорфина, дофамина и серотонина, что является профилактикой стрессов и депрессий. Зафиксировано, что при регулярных занятиях скандинавской ходьбой улучшается концентрация и память. Следовательно, занятия ходьбой с палками может оказать существенное положительное влияние на процесс физического формирования школьника.

Доказано, что занятия скандинавской ходьбой положительно воздействуют на все 12 систем человеческого организма, оставаясь при этом абсолютно безопасной. Скандинавская ходьба постоянно изучается, и уже сейчас опубликовано более 400 научных статей о положительном влиянии скандинавской ходьбы. Ниже для информации приводятся наиболее известные факты:

- энергозатраты при занятиях скандинавской ходьбой до 46% больше, чем при обычной быстрой ходьбе1

- лучше тренируется сердечно-сосудистая система (на 22%)2

- во время занятия скандинавской ходьбой задействуется около 90% мышц человека3

- регулярные занятия скандинавской ходьбой помогают уменьшить боль в области шеи и спины.

- ходьба с палками на 26% снижает нагрузку на тазобедренные, коленные и голеностопные суставы по сравнению с обычной ходьбой без палок5

- скандинавская ходьба увеличивает образование «позитивных» гормонов (радости, счастья и удовольствия), уменьшая при этом производство «негативных»6

- скандинавская ходьба поддерживает устойчивость к стрессам и улучшает состояние людей с нарушениями психики 7

- занятия скандинавской ходьбой помогают улучшить осанку 8.

Являясь профессиональным инструктором Международной федерации скандинавской ходьбы (International Nordic Walking Federation, INWA), а также инструктором Русской национальной ассоциации скандинавской ходьбы (Russian Nordic Walking Association, RNWA) по данному виду двигательной активности, прошлой зимой я впервые применила скандинавскую ходьбу на своих уроках физической культуры в рамках занятий по лыжной подготовке. В ходе занятий я отметила позитивное влияние скандинавской ходьбы на учащихся разных категорий возраста и состояния здоровья.

Заниматься скандинавской ходьбой просто: учащийся идет в удобном ему темпе и при этом активно отталкивается палками. Движения становятся более активными без особых усилий, а в результате этих простых движений происходит тренировка 90% мышц тела и сжигается на 46% больше калорий, чем при привычной ходьбе. Как результат – развивается выносливость, повышается настроение, учащийся поучает удовольствие от движения, происходит насыщение мозга кислородом.

На мой взгляд, скандинавская ходьба – идеальный, наиболее подходящий вид нагрузки для ребенка, имеющего ограничения по здоровью. Эффект, полученный от занятий скандинавской ходьбой, способствует здоровому росту и общему развитию учащихся. Занятия с использованием палок можно построить так, чтобы они проходили весело и интересно, в игровой форме. Палки – это универсальный тренажер, их можно использовать для выполнения различных комплексов упражнений. Скандинавская ходьба - новая и непривычная для большинства людей физическая активность – и к ней учащиеся проявляют повышенный интерес.

Таким образом, применение скандинавской ходьбы во время занятий по физической культуре исключает наличие не задействованных в учебном процессе. В этом учебном году мы начали применять скандинавскую ходьбу на уроках лыжной подготовки непосредственно перед самим занятием, а также в качестве основной нагрузки для детей, имеющих ограничения по здоровью.

Основными преимуществами для внедрения скандинавской ходьбы в план занятий по физкультуре в школе являются:

  • Доказанная эффективность ходьбы с палками для занимающихся

Известно, что во время занятий скандинавской ходьбой потребление энергии увеличивается до 46% по сравнению с обычной быстрой ходьбой. Это значит, что у тех, кто ходит с палками, повышается выносливость, организм лучше сопротивляется заболеваниям; состояния организма в целом улучшается. Скандинавская ходьба является частью терапии при заболеваниях сердца и опорно-двигательного аппарата, а также эффективна в борьбе с лишним весом, подростковой депрессией.

  • Ходьба с палками безопасна для занимающихся

Палки являются также отличной опорой и амортизацией, поэтому дети с ослабленным здоровьем могут принимать участие в занятиях скандинавской ходьбой. 

  • Заниматься можно в любую погоду

Занятия скандинавской ходьбой можно проводить на свежем воздухе в абсолютно любых погодных условиях (исключение – гроза), что делает скандинавскую ходьбу универсальной физической активностью.

  • Заниматься ходьбой с палками могут все

Скандинавская ходьба показана детям с любым уровнем физической подготовленности, что является хорошим поводом для сплочения учащихся.

  • Перспективность

Сейчас скандинавская ходьба – одно из самых новых направлений двигательной активности, получивших постоянно растущее признание в России.

Для оценки учащихся при занятиях скандинавской ходьбой предлагаются следующие нормативы для учащихся средней общеобразовательной школы с 1 по 11 класс. Нормативы были выработаны на основе данных, полученных из соревновательного опыта Русской национальной ассоциации скандинавской ходьбы (RNWA) и личных наблюдений в ходе многочисленных занятий с разными группами населения.

Нормативы по скандинавской ходьбе. Дистанция 400 метров.

Класс

Пол

Оценка

5

4

3

1 класс

Мальчики

5:10

5:30

5:50

Девочки

5:30

5:50

6:10

2 класс

Мальчики

5:00

5:20

5:40

Девочки

5:20

5:40

6:00

3 класс

Мальчики

4:50

5:10

5:30

Девочки

5:10

5:30

5:50

4 класс

Мальчики

4:40

5:00

5:20

Девочки

5:00

5:20

5:40

5 класс

Мальчики

4:30

4:50

5:10

Девочки

4:50

5:10

5:30

6 класс

Мальчики

4:20

4:40

5:00

Девочки

4:40

5:00

5:20

7 класс

Мальчики

4:10

4:30

4:50

Девочки

4:30

4:50

5:10

8 класс

Мальчики

4:00

4:20

4:40

Девочки

4:20

4:40

5:00

9 класс

Мальчики

3:30

3:50

4:10

Девочки

3:50

4:10

4:30

10 класс

Мальчики

3:10

3:20

3:40

Девочки

3:20

3:40

4:00

11 класс

Мальчики

2:50

3:10

3:30

Девочки

3:30

3:50

4:10

 

Рекомендации для детей с ослабленным здоровьем специальной медицинской группы.

1. Группа «А»

Для всех возрастных групп оценивается только правильная техника передвижения, для детей начальных классов отсутствует полный фазовый состав передвижения с палками, используется только волочение или естественная ходьба.

1.1.  1-4 класс. Ходьба с палками и без, на расстояние 200 метров, преподаватель оценивает правильность выполняемого движения.

1.2.  5-9 класс. Ходьба с палками с не интенсивным отталкиванием 500 метров, оценивается правильная техника ходьбы.

1.3.  10-11 класс. Ходьба с палками, интенсивное отталкивание 600 метров, оценивается правильная техника ходьбы.

2. Группа «Б»

Для данной медицинской группы, актуальным является обучение правильному паттерну ходьбы, в том числе с использованием палок для «Скандинавской ходьбы». Для всех возрастных групп, начиная с начальных классов, прежде всего, необходимо оценить технику передвижения без палок.

2.1.  1-4 класс. Необходимо пройти 60 метров соблюдая физиологически правильную ходьбу.

2.2.  5-9 класс. Необходимо пройти 100 метров соблюдая физиологически правильную ходьбу.

2.3.  10-11 класс. Необходимо пройти 150 метров соблюдая физиологически правильную ходьбу, возможно применять прием «волочение» палок.

С большой долей уверенности, можно заключить, что скандинавская ходьба способна стать

стимулом к занятиям физической культурой у школьников, вызывая у них живой интерес и любопытство. Урок с использованием ходьбы с палками можно сделать максимально познавательным и насыщенным, если вместе с учениками обдумать новый маршрут, организовать соревнования или поход.

Кроме того, включение скандинавской ходьбы в учебный процесс может расширить (диверсифицировать) программу физической подготовки учащихся средних образовательных школ в целом.

Список использованных источников:

  1. Cooper Institute, Dallas, TX, 2004

  2. Foley, 1994; Jordan, 2001; Morss et al., 2001; Porcari et al. 1997 и др.

  3. Karawan et al., 1992 и др.

  4. Attila et al., 1999 и др.

  5. Wilson et al., 2001; Hagen, 2006 и др.

  6. R.M.Klatz et al., 1999; Dharma Singh Khalsa, 1997

  7. Stoughton, 1992; Mommert-Jauch, 2003

  8. Schloemmer, 2005

  9. www.rnwa.ru

При перепечатке материалов ссылка на источник и авторов статьи обязательна.

Материал впервые опубликован в сборнике «Материалы областной межведомственной научно- практической конференции – 26 сентября 2018 года – Коломна – ГСГУ»

© Русская Национальная Ассоциация
скандинавской ходьбы, 2024

Популярные разделы: Ассоциация | Вступить в RNWAУчебный центр | Магазин 

Адреса: г. Москва, 1-я Миусская улица, д. 22/24, стр. 1

E-mail: info@rnwa.ru
8 800 100 48 12 (звонок по России бесплатный)
+7 911 984 86 84 (WhatsApp | Telegram | Viber)